?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Russian Guide in Pattaya 2007-08

Вот, четыре месяца мы ездили на острова, катались на каяках, слонах и квадроциклах, загорали, жрали в ресторанах, ночевали в комфортабельных отелях, плавали в море с кораллами, купались в водопадах – короче, работали. Всё это мы делали очень добросовестно, но наши работодатели не сочли нас достойными бонусов – выплатили зарплаты в полном объеме – и привет. Но и за это честь им и хвала. Эти последние наши работодатели явились приятным исключением из остальных, которые норовили нас наебать по любым пунктам, и им это удавалось.
 Сначала был Натали-Тур – компания большая и бестолковая, лихо орудующая большими потоками туристов с низким качеством обслуживания. А в этом случае ВСЕГДА косяки организационные и всех предыдущих участников турсервиса падают на головы экскурсионных гидов как замыкающих сервисную цепь. Короче нахлебались мы с ним, с этим Натали-Тур. Стиль работы их – лицемерный, лукавый: косят себе бабло, не вдаваясь в подробности, «а вы, экскурсионные гиды, вашими улыбками и интересными рассказами должны всё улаживать и умиротворять…», «вы должны делать так, чтобы туристы ВЛЮБЛЯЛИСЬ В ТАИЛАНД…» и прочая иезуитская байда – это когда автобусы не оборудованы микрофонами, когда реальная программа экскурсии не соответствует обещаниям отельного гида, которого интересует только продать тур и получить свой процент, когда гиды, работающие «по вызову», т.е. в режиме т. наз. «фри ланс» (как было в нашем случае), почему-то лишаются права на комиссионные выплаты с услуг и шоппинга, и кровные экстра-мани с разводов «дорогих гостей» на ненужные покупки уходят в некий безликий «офис», а точнее – в реальные карманы вполне реальных людей – сладкогласно-циничного Алима и «железной леди» Светы Лозы. Так что стимул продолжать работать с Натали-Тур был невелик, и мы пустились в поиски.
 Этих мы сменили на Библио-Глобус – еще один монстр на туристическом рынке Таиланда. Чем мы прельстились? Может, названием хорошего книжного магазина на Лубянке? Не исключено, что это сыграло свою подсознательную роль. Кроме того, «надо же было где-то работать», а здесь, при низком окладе, мы рассчитывали именно на экстра-мани, поскольку с нашим приходом в эту компанию выяснилось, что мы – самые квалифицированные гиды на популярном направлении – двухдневной экскурсии на реку Квай, и весь длинный путь – полдня в одну сторону и полдня в обратную – надо в автобусе непрерывно что-то рассказывать и общаться с туристами. Это общение и наработанное в ходе поездки доверие и расположение людей к гиду оборачивается обильным шоппингом на объектах, где экскурсионный гид получает свои комиссионные. Здесь-то и можно было сделать деньги, намного превышающие размер оклада – надеяться на это было вполне резонно, поскольку компания эта крупная и поток туристов большой.. Мы с энтузиазмом взялись возить большие автобусы по 40-50 туристов на этот Квай и работали на износ. Однако с экстра-мани дело было поставлено плохо. То есть оно было поставлено так, что русским гидам ни хуя не доставалось от этих комиссий. Там заправляли тайцы, и они наебывали нас самым бесстыжим образом: продавцы в сговоре с тайскими гидами скрывали реальные цифры выручки, львиная доля комиссионных якобы перечислялась «в офис», а офис при этом на голубом глазу доказывал, что ни хера он не получает и вообще вне этой прибыли – она якобы полностью в распоряжении гидов. Мы искали концы, пытались навести порядок, устраивали очные ставки в офисе и контроль у кассы тайской аптеки, откуда идут все эти бабки… Только-только что-то прояснилось – и нас снимают с маршрута и начинают посылать туда совсем невнятных персонажей – какого-то бздуна Диму, который обогащает господ клиентов несусветной дезинформацией. В его низкой квалификации – и информационной, и организационной – мы сами убедились, т.к. имели счастье съездить с ним на так называемый «инспекшн» в первый день нашей работы. Это была обзорная экскурсия по Паттайе. Дима сообщал невинным доверчивым людям, только что прибывшим в Королевство, что у тайского короля двое детей, Паттайя по территории равна Бангкоку, что холм Будды возвышается над ней на 900 м, а на его вершине расположен… Ват Арун, Храм Утренней Зари! (Знатоки дела оценят.) По прибытию на змеиную ферму Дима радостно сообщил автобусу: а вот мы и приехали на… латексную фабрику! Этот инспекшн мы провели в корчах и судорогах и запомнили Диму хорошо. Нам трудно было смириться с тем, что этот чудо-гид будет возить людей на Квай вместо нас. Кроме того, в Библио-Глобусе мы тоже натерпелись от количественного подхода, поточного способа работы, не обеспеченного четким менеджементом. Например, большая группа – три-четыре биг-баса – едет на Квай, но вопрос о размещении группы в отеле для ночевки решается ПО ПУТИ. Это считалось рабочей нормой. А экскурсионный гид на резонные вопросы туристов, в каком отеле они будут ночевать, должен изворачиваться как хочет. Мы, конечно, изворачивались – отшучивались, забалтывали, успокаивали… а потом оказывалось, что отель совсем не тот и не такой, какой обещал туристам отельный гид, продавший экскурсию, да и в нем-то мест не хватает, а потому, «господа, извините, но на 8 человек нет комнат. Кто не против поехать в другой отель, такой же замечательный как этот?»
 О менеджменте Библио-Глобуса – отдельная песня. Эта компания создана, похоже, с одной целью – создать как можно больше рабочих мест для местных жителей. Эту благородную задачу поставила директриса всего заведения, мисс Чомпу (Розовое Яблоко по-тайски). Она заполнила офис сбродом из деревенской родни. На каждом из четырех этажей за компами сидит по два-три  десятка безграмотных, бестолковых, нервных и не говорящих по-английски мальчиков и девочек, дяденек и тетенек, и решение малейшего оргвопроса связано с бесконечным хождением от одной тетеньки к другой, а в промежутках – непременными визитами к самой боссихе, восседающей над всем этим муравейником в персональном стеклянном скворечнике на крыше. Выяснение хода дел, поиски справедливости и просто выбивание каких-нибудь законных ста бат на казенные или личные нужды сопряжены с выжиданиями у скворечника, тайскими церемониями у священного порога и трудными разговорами с Мисс Розовое Яблочко, которая очень быстро теряет терпение, начинает кидаться канцтоварами и рычит басом любимое ею русское слово: НЭЭЭЭТ!!! Русские менеджеры ходят вокруг нее на задних ногах и разводят ручками: мол, все решает мисс Чомпу. И сами терпеливо дожидаются, когда припадочные девочки по две недели рассчитывают им зарплату. Любой закономерный вопрос при этих расчетах вызывает у девочек слезы и обмороки. Короче, тайский менеджмент – это пиздец. Известно, что СУЩЕСТВУЮТ компании, где наблюдается относительный порядок. Это там, где русский менеджмент, и тайцы не обижены, но построены. Они работают неплохо, но в качестве исполнителей, а не руководителей. А русские гиды там хорошо простимулированы, и качество турсервиса на высоте.
 Мы покинули этот вертеп, выбив из Яблочка смехотворные деньги. Пришли к Татьяне Курбановой, которая организует поездки на остров Ко Чанг. Тут другая крайность: никакой бюрократии, никакого офиса, все вопросы решаются по телефону и через Интернет. Некоторая организационная спонтанность присутствует и тут, но как-то всё более-менее продумано и предусмотрено. Требования к гидам высокие, но условия сносные, начальнички – себе на уме, конечно, но ведут себя порядочно и хоть с деньгами не надувают. Два с лишним месяца мы работали в относительно человеческих условиях, хотя тоже не раз приходилось «принимать на грудь» последствия организационных косяков. Но зарплату нам платили в полном объеме и вовремя. Жить можно, хотя с экстра-мани и тут было не густо.
 В целом, работа русского гида в Таиланде – занятие неплохое. Ты зимуешь на тропическом курорте, имеешь все то же, что и господа туристы с тяжелыми кошельками, да еще многократно умноженное, да еще бесплатно, да еще и зарплату получаешь. Надо только вовремя обзавестись некой непробиваемостью, душевной неуязвимостью, необходимыми в условиях здешнего конвейера, учитывая то, что конвейер этот людской, состоит из каких-никаких, а живых людей. Добившись того, что через три двухдневных ездки на Ко Чанг мы имели выходной (график 6+1), мы в течение шести дней почти круглосуточной работы справлялись со своими обязанностями, выслушивали комплименты от туристов и тайских коллег, контакты с начальством сведены были к минимуму. А один выходной в неделю – чтобы отоспаться и решить свои бытовые проблемы. Ну и ладушки.
 Конечно, даже с наработанными методами защиты это работа нервная. Русские туристы в Таиланде – это особая порода людей, и рассказ о них особый. Это я потом как- нибудь расскажу – и смех и слезы. И про турбизнес в целом поговорим. Главная проблема этой работы – то, что ты вынужден плотно и постоянно общаться с людьми НЕ СВОЕГО КРУГА, с которыми там, дома, у тебя нет ничего общего, грубо говоря, «срать бы рядом не сели». Ты работаешь с людьми кардинально противоположными тебе по вкусам, интеллекту, жизненным ценностям, способу и стилю существования, с иной этикой и мироощущением. Исключений нет. Может, это и полезный опыт. Густо обогащаешься  новыми знаниями о человеческой природе и всех видах ее искажений и аномалий. Естествоиспытательство. Накопленные живые картинки этого общения, анекдоты, образчики поведения этих существ ждут своего летописца. Может, я им в какой-то степени стану.
 А пока – Илья запалил на пустыре костерок из накопившихся служебных бумаг. Мы поторчали тут не зря, удалось решить некоторые материальные проблемы: Илья отдал долги своим российским кредиторам, я – в кои-то веки! – сподобилась на материальную помощь деткам, оказавшуюся уместной как раз в этот период, и мы - с заработанными 1000 и 3000 баксов (соответственно у Ильи и у меня) в карманах - завтра едем в Бангкок, чтобы там попытаться получить визы Индонезии и Папуа Новой Гвинеи. Может быть, придется провести в Бангкоке неделю. Потом мы поедем дальше на юг.


For four months we went to the islands, and ride kayaks, elephants and kvadrotsikles, ate in restaurants, night in comfortable hotel, swam in the sea with corals, bathed in waterfalls - in short, worked. All that we have done a very good, but our employers did not consider us worthy of bonuses - paid wages in full - and welcomed. But for that honor them and praise. Others employers have been different.
  First, there was Natalie Tour - a great company and stupid, famously operating large flow of tourists to the poor quality of service. And in this way is always bad organization of all previous participants of tour-servis falling on the heads of tour guides as closing the service chain.  The style of their work - hypocritical, wicked: make money themselves, without going into details, «and you, sightseeing guides, your smiles and interesting stories should all settle and pacify ...», «you must make sure that tourists falls in love with THAILAND ...» and other Stupid Ideas - this is where the buses are not equipped with microphones, when a real program of tours does not meet the promises hotel guide, who are only interested in selling tour and get a percentage, which guides working «Free Lance» (as in our case), why is ineligible for commission payments of services and shopping, and blood extra-mani with divorce «guests» on unnecessary purchases go to a faceless «office», to be exact -- into the pockets of very real people - cynical Alim and «Iron Lady» Sveta Loza. So the incentive to continue to work with Natalie Tour was low, and we let the search.
  These we have succeeded Biblio-Globus - another monster in the tourist market of Thailand. Here, with low salaries, we expected it to the extra-money, since our arrival in this company found that we - the most qualified guides for popular destinations - the two-day hike River Kwai, and the long way - half-day to one side and half-day in reverse - have a bus constantly something to talk and communicate with tourists. It's about-established and during the trip confidence and the location of people to guide turns abundant shopping at sites where the Tour Guide gets its commission. Here's the money could be made, much higher than the salary - hopefully, it was quite reasonably, because the company is large and heavy flow of tourists .. We enthusiastically take big buses to carry 40-50 tourists to this  Kwai and worked for wear. But with extra-money case was delivered poorly. So it was delivered so that the Russian guides or dick lacked from these commissions. They refueled Thais, and they layed us the most shameless way: Dealers in collusion with Thai guides concealed the actual revenue figures, the most share of the commission allegedly listed «in the office», and the office while on a blue eye argued that no dick and he did not receive any outside of the profit - it supposedly completely at the disposal of guides. We searched the ends, trying to bring order, arranged face-to-face bids in the office and control of the cashier's Thai pharmacies, where are all these money ... just something clear - and we are withdrawing from the route and start to make it very inarticulate characters - a farter Dima, which enriches the customers extreme misinformation. In his low-skilled - and information, and institutional - we have seen since had the luck to go with him to the so-called «Inspection» on the first day of our work. It was a sightseeing tour of Pattaya. Dima reported innocent trusting people, just arrived in the Kingdom that the Thai King has two children, Pattaya has the territory simile Bangkok  and hill Buddha rises above it at 900 meters, and at its peak is ... Wat Arun, Temple of Dawn Utrenney! (Connoisseurs will appreciate the case.) Upon arrival at the snake farm Dima excitedly told coach: but we arrived at ... latex factory! This Inspection, we have held in convulsions and remember this Dima well. We could not accept that this miracle-guide will drive people to Kwai instead of us. In addition, Biblio-Globus, we also tired of quantitative approach, flow method works, do not provide clear Management. For example, a large group - three or four big buses - goes to the Kwai, but the issue of placing teams in the hotel for the night is at the track. This was considered a working norm. A Tour Guide to the reasonable questions of tourists in a hotel they will stay overnight, to shuffle as he will. We certainly shuffle -  ... and then it turns out that the hotel does not he, and not what promised to guide the tourists hotel Who Sold the tour, and there is no shortage of places, but because, «Gentlemen, Sorry, but 8 people do not have rooms. Who would not go to another hotel, the same wonderful as this? »
  On the management Biblio-Globus - single song. The company created, it seems, with one goal - to create as many jobs for local residents. This noble task entrusted directress of all institutions, Miss Chompu (Pink apple in Thai). She filled the office rabble of the village. At each of the four floors of the company sits on two or three dozen illiterate, stupid, nervous and non-English speaking boys and girls, and men-women, and the slightest problems due to the endless walking from one aunty to another, and in the intervals -- essential visits to the boss, sitting over all these anthills in personal glass nesting box on the roof. Clarification of the cases, the search for justice and simply ask what a legitimate one hundred baht to official or personal needs involve waiting at the nesting box, Thai ceremonies at the sacred threshold and difficult conversations with Miss Rose Apple, which quickly loses patience and begins to fling stationery and cries her favorite Russian word: NOOOO! Russian managers go around to the rear legs and divorce handles: they say, all addresses Miss Chompu. And very patiently wait when nervous girl two weeks expect them to pay. A natural question in these calculations is of girls crying and fainting. In short, Thai management - it's fucking. We know that there are companies that are experiencing relative order. This is where the Russian management, and Thais do not grudge, but are built. They work well, but as performers, not leaders. A Russian guides there stimulated well, and quality turservice at altitude.
  We left the crib, recieved of Apple derisory money. came to Tatyana Kurbanova, which organizes trips to the island Ko Chang. Then the other extreme: no bureaucracy, no office, all issues are resolved by telephone and via the Internet. Some organizational spontaneity present here, but once all more or less thought and out. Requirements for the tour guides high, but conditions so-so good, bosses - his mind, of course, but behave decently and even money does not juggle. Two-plus months we have worked in relatively humane conditions, while also more than once had to «take on the chest» effects of organizational trubles. But the salaries we took in full and on time. Life can be, although with extra-money, and there was not heavily.
  In general, the Russian guide in Thailand - a good exercise. You spend the winter on the tropical resort, you have all the same as tourists with heavy purses, so have many times, but still free, but still receive salaries. It should be just in time to get some self-control, emotional invulnerability necessary in a conveyor here, given that this human assembly line, which consists of all, but living people. Having achieved that, after three two-day haul to Ko Chang we had the day off (schedule 6 +1), we have six days of almost round-the-clock work in our duties, listen to compliments from tourists and Thai counterparts, with superiors were kept to a minimum. And one day off a week - to sleep and solve its domestic problems. That's OK.
  Of course, even-established methods for protecting this work is nervous. Russian tourists in Thailand - a special breed of people and telling them special. It then as I tell you something - and the laughter and tears. And about the tourist business in general talk. The main problem of this work - what you have to tightly and constantly communicate with people not of its terms, that there house, you do not have anything in common, roughly speaking, «to shit would not sat down beside». You work with people fundamentally opposed to you to taste, intelligence, life values, methods and style of existence, with a different ethic and attitude. No exceptions. Maybe this is a useful experience. Heavily enriched with new knowledge about human nature and all of its distortions and anomalies.  Accrued live pictures of this communication, anecdotes, sample behavior of these creatures are waiting for their chronicler.
  And yet - Ilya fire on wasteland backlog of official papers. Tomorrow going to Bangkok to try to get a visa Indonesia and Papua New Guinea . Maybe, will be held in Bangkok a week. Then we go further south.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
a_krotov
Mar. 4th, 2008 08:40 am (UTC)
uzhas
Одним словом, одни трудности и неприятности. Может вам проше было, разобравшись во всем етом, бы открыть свою мини-фирму и возить народ самостоятельно куда вам интереснее?
ilya_i_nadya
Mar. 7th, 2008 05:18 am (UTC)
Re: uzhas
Da net, razobralis' vo vsem my eshe v proshlom godu i znali kuda ehali. Ya opisyvayu vse eto ne chtob pozhalovat'sya a dlya svedeniy uvazhaemoy publike. Nereal'no pro SVOI Marshruty - i iz-za turpolicii i po ryadu dr. prichin - gde brat, naprimer turistov - na ulice za rukav hvatat'? Koroche otlazheno tam vse eto delo i chtob vpisat'sya nado gody tam provesti a eto ya schitayu mnogo chesti dlya etoy strany :) - N.M.
moscowrider
Mar. 5th, 2008 05:44 am (UTC)
Познавательно.
Озарит вдохновение - напишите о работе гидами в Таиланде ещё подробнее, желательно с финансовыми подробностями.
Многим интересно будет почитать.
ilya_i_nadya
Mar. 7th, 2008 05:22 am (UTC)
Re: Познавательно.
Spasibo za slova!
Da uzhe ozarilo i vse opisano eshe s proshlogo goda. Knizhka v kompe lezhit - ne uspeli napechatat'. Chut' pozzhe vylozhim v inete mb u Grila pochitaesh dadim ssylku.
NM
moscowrider
Mar. 13th, 2008 12:59 am (UTC)
Re: Познавательно.
mb u Grila - это что такое "Гриля"?
agendaz
Jun. 10th, 2008 10:18 am (UTC)
а почему не очень много получилось заработать? Мне рассказывали, что гиды зарабатывают по 2-4 тысячи в месяц. Сколько вы работали часов в день? Сильно утомляет эта работа?
ilya_i_nadya
Jun. 10th, 2008 11:35 am (UTC)
В общем в тексте есть ответы на все твои вопросы. Мы стабильно работали два мес. оклад был 1000, левака мало. Вот и получилось по полторы в мес. У Ильи были долги. В каждой компании все по разному.
kosyan
Jun. 13th, 2008 10:02 am (UTC)
Мда... хреново заработали, у толкового гида выходит 5-6К в хайсизн и 3-4 в лоусизн. Хотя у экскурсионного, наверное, меньше.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

in
ilya_i_nadya
Дневник путешествия... и просто дневник

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com